ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ СРЕЗНЕВСКИХ И МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА*

Главная » Педагогика » ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ СРЕЗНЕВСКИХ И МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА*
Педагогика Комментариев нет

Одним из новых подходов к решению вос — питательных задач в вузе является музейная педагогика, предполагающая многогранное вовлечение человека в мир культуры. Имен — но она является эффективным средством преемственности традиций и передачи соци — ального опыта. Назначение музея, по мнению М. Ю. Юхневич, «заключается в формирова — нии ценностного отношения к культурно — историческому наследию. Это осуществляет — ся в специфической форме – символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диа — логе музея и посетителя, обладающего пра — вом выбора и интерпретации увиденного и услышанного» [7, 1].

Музейная педагогика – целесообразно организованный процесс комплексного вос — приятия ценностей истории и культуры, в ходе которого обеспечивается целостное нравственное и духовное развитие челове — ка. ещё реформатор российской школы К. д. ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно ка — жется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все при — знают, что воспитание требует терпения; не — которые думают, что для него нужны врож- дённые способности и уменье, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и знания» [5, VI].

Экспериментальной площадкой для му — зейной педагогики в рязанском государс — твенном университете имени С. а. есенина является культурно-образовательный и на — учно-просветительский центр по изучению наследия академика И. И. Срезневского и со — зданный на его базе музей. Особенность его функционирования заключается в том, что, представляя материал о жизни и научном наследии династии филологов Срезневских, он органично вписался в воспитательную и учебную работу факультета русской фи — лологии и национальной культуры и вуза в целом. Исходя из содержания музея, опреде — лены принципы его деятельности: изучение

и сохранение культурного и духовного на — следия рязанского края; усиление внимания к познанию славянских языков; использова — ние научного наследия в обновлении содер — жания и методов обучения русскому языку; содействие нравственному и духовному вос — питанию молодёжи; приобщение студентов к научной деятельности [1, 90-95].

Одной из главных задач музейной де — ятельности является организация работы с использованием современных достижений музейной педагогики, которые направлены не только на информирование (традицион — ный подход), но и на обучение музейными средствами (новый подход). Музейная педа — гогика XXI в. развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на решение задач активиза — ции творческих способностей учащихся. Это продуктивное направление можно просле- дить на примере деятельности студенческого научного общества срезневедов (СНОС) и проведении традиционных музейных гости — ных. Цель данной работы – передать буду — щим педагогам знания об опыте воспитания в семье Срезневских.

Первоначальный этап подготовки очеред — ной гостиной заключается в выборе темы, затем составляется план сценария. Главное условие его – разработка материалов на ос — нове архивных данных или опубликованных воспоминаний и писем. В индивидуальную работу включаются все студенты, занятые в подготовке. Из их числа выбирается сцена — рист, режиссёр, музыкальный оформитель, распределяются роли. На представление приглашаются гости: студенты, преподавате — ли, учёные, краеведы. Таким образом, дейс — твует многоступенчатая система музейного образования. Нами были организованы те — матические гостиные «Вся жизнь – прекрас — ный светлый гимн» (музыка в семье Срез — невских) – совместно с детской музыкальной школой № 1 г. рязани, «Почитание семейных начал» (о семейных традициях воспитания Срезневских), «Сила задушевной правды» (литературное творчество в жизни Срез- невских). Такие темы дают ценный материал

для раскрытия системы воспитания в семье Срезневских, которая отличалась своими преемственными традициями: в многодет — ных семьях священников – первых сельских просветителей, затем университетских пре — подавателей, культивировались семейное почитание старших младшими, уважение и взаимопомощь, труд и самостоятельность, любовь и вера. Так, И. е. Срезневский имел свой взгляд на проблему воспитания. По сло — вам его внука, Вс. Срезневского, Иван евсе- евич «признавал серьёзное преимущество за

«публичным» воспитанием как в отношении более успешного и быстрого развития детей, так и в отношении общественном, как средс — тво сближения различных семейств и пре — кращения «фамильных распрей», а для госу- дарства – как помощь к возрождению «духа общественности»; домашнее воспитание, на — ходившееся в то время в руках иностранцев, по мнению И. е. Срезневского, большею час — тию не приносит пользы родине, напротив

– нередко «вкореняет отвращение к доброде — тели и отечеству» [4, 275].

заботе о воспитании учеников посвящено забытое «рассуждение о свойствах и обязан — ностях образцового учителя» И. е. Срезневс — кого. По мнению Ю. В. Шеиной, оно «даёт яс — ное понятие о требованиях, предъявляемых автором к педагогу, о взглядах на сущность и цели той деятельности, которой он посвятил жизнь (представлен разбор всех необходи — мых качеств наставника, как требуют прави — ла риторики «путём возвышения от слабых к сильным доводам)» [6, 16].

Но особую известность приобрела «речь о любви к Отечеству», в которой И. е. Срезнев — ский выразил призыв к гражданскому осоз — нанию жизни: «что есть любовь к Отечест — ву? Имя Отечества свято и вожделенно: оно изображает ему отца, детей, семейство, изоб — ражает власть и подчиненность, но вместе безопасность и свободу – порядок, строгость, труды и пожертвования, но вместе – счастье и спокойствие <…>. дела и поступки людей

<…>, движимые любовью к Отечеству, ведут к процветанию Отечества <…>» 1.

1 СПФ АРАН — рукописная книга Ивана евсеевича

Современники высоко оценили деятель — ность И. е. Срезневского. В 1819 г. его ученик райдоровский писал, что учёный «образова — нию юношества посвящал себя более по доб — рой склонности души своей, нежели по дол — гу, а потому многих содеял признательными навсегда к истинным своим благодеяниям» [4, 275].

Старший сын И. е. Срезневского – Измаил Иванович, впоследствии знаменитый учё — ный-филолог, академик аН, выдвигал дру — гую теорию – преимущества домашнего об — разования и воспитания над общественным

– и смог её воплотить в жизнь.

На вечере в музейной гостиной был пред — ставлен один из эпизодов педагогической биографии И. И. Срезневского. Он имел ши — рокий круг общения, в который вовлекал и детей, прививая им любовь к творчеству. Все свои умения они с малых лет демонстриро — вали на семейных собраниях и литературных чтениях, во время «суббот Срезневского». В его доме проводились и другие воспитатель — ные эксперименты: организовывались до — машние спектакли и концерты, выпускалась детская стенгазета «забава». По-особенному учёный прививал детям художественный вкус. его старшая дочь Ольга рассказывала:

«развивая в своих детях любовь к поэзии и понимание её, Измаил Иванович нередко устраивал в своём семейном кругу совмес — тное чтение драматических произведений по ролям, причём и сам всегда брал на себя какую-нибудь роль. Иногда вместо чтения устраивалось и сценическое исполнение или изображение отдельных сцен в живых карти — нах» [3, 93]. На музейных вечерах студенты рГу имени С. а. есенина активно используют этот опыт: читают стихи, исполняют роман — сы, любимые в семье Срезневских, разыгры — вают сценки из повестей И. И. Срезневского

«rapsodija sonatina» и «Майор-майор». Всё это носит педагогическую направленность и вовлекает новое поколение в дело становле — ния музейной педагогики XXI века.

И. И. Срезневский создал свою методику

Срезневского // Санкт-Петербургский филиал архива раН. Ф. 216. Оп. 1. ед. хр. 660. л. 4.

домашнего преподавания истории, древне — русской литературы, языков, ремёсел. Обу — чение языкам он вёл сопоставительным образом: перед ребёнком раскрывалось не — сколько текстов одного содержания (перво — начально – молитв). знакомство с русской историей велось по летописям, по «Истории государства российского» Н. М. Карамзина. С малого возраста дети под его руководством проводили исследования, записывали их в дневники. Параллельно с историей по источ — никам он знакомил детей с древнерусской литературой. Особый интерес у них вызыва — ло «Слово о полку Игореве». На уроках гео — графии дети читали книги о путешествиях и сами чертили карты. В мастерской, какая была у учёного в одной из комнат его кварти — ры, он обучал сыновей столярным работам. Все изложенные факты нашли отражение в музейной экспозиции и были представлены на вечере в виде инсценировок.

Итак, воспитание в семье Срезневских за — ключалось в триедином подходе к развитию детей: нравственном, духовном и физичес — ком (заметим, что каждый ребёнок, находясь под «покровом» педагогической системы отца, уже в 14 лет поступал в университет, академию художеств или в консерваторию). Это является лучшим доказательством дейс — твенности его идей, направленных на гармо — ничное развитие личности.

С того времени прошло уже более ста лет, но проблема по-прежнему актуальна: имен — но сейчас продуманная система семейного воспитания имеет первостепенное значение, создаёт достойные условия для образования ребёнка. И в этом отношении пример Срез — невских, представленный в музее, показате- лен.

Описанная форма работы даёт возмож — ность проявлять и развивать профессиональ — ные способности и студентам – будущим фи — лологам, историкам, педагогам, психологам, культурологам, теологам. уместно привести слова президента рГу им. С. а. есенина, ака-

демика раО а. П. лиферова, по чьей инициа — тиве и был открыт этот музей: «Мы не долж — ны забывать об огромном воспитательном потенциале наследия и личности академи — ка И. И. Срезневского, особенно в процессе формирования современной духовно-нравс — твенной среды, социальных ориентиров и профессиональных качеств будущего учите — ля-филолога, преподавателя истории, специ — алиста в области культурологии» [2, 8].

Музей академика И. И. Срезневского рГу имени С. а. есенина разработал программу юбилейных мероприятий, приуроченных к

200-летию академика И. И. Срезневского (май

2012 г.). её реализация поможет на практике применить идеи антропологической педаго — гики И. И. Срезневского в воспитании и об — разовании XXI в.

Материал взят из: Вестник МГОУ «Педагогика». – №1 — 2011

(Visited 1 times, 1 visits today)