ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФОРМА ДОСУГА РОССИЯН В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Главная » Культурология » ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФОРМА ДОСУГА РОССИЯН В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Культурология Комментариев нет

В России в конце XX – начале XXI вв. ведущей тенденци — ей развития становится глобализация. Ускоренное развитие инте — грационных процессов по всем направлениям жизнедеятельности населения земного шара способствовало взаимному проникнове — нию различных культур. С одной стороны, эти процессы дают возможность миллиону людей узнать то, что происходит в мире. Узнать о новейших достижениях в области искусства, науки, тех — нологий. Познакомиться с уникальными традициями и культурой других народов. По словам К. Э. Разлогова, сегодня каждый чело — век имеет возможность включать или не включать телевизор, вы — брать в Интернете интересующую его информацию, пойти в кино или театр, т. е. выбирать ту культуру, которая соответствует его индивидуальным потребностям1. С другой стороны, Н. Е. Покров — ский утверждает, что происходит «магдонолизация» и гибридиза — ция культуры, которую можно объяснить как процесс создания

гибридных форм искусства с «коротким периодом полураспада»2.

И. В. Мазуренко отмечает, что российская культура сейчас находится в поиске своего места в процессе так называемого

«российского европеизма»3. Мы наблюдаем активное приобщение

к западным ценностям и стандартам. Но, к сожалению, приобще- ние к этим ценностям проходит далеко не в положительном русле.

Выступая 19 сентября 2013 г. перед участниками дискус-

сионного клуба «Валдай», В. В. Путин сказал: «Сегодня Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия националь — ных катастроф XX в. …». По словам президента, нельзя механи — чески копировать и насаждать чужие взгляды. Особенно, по его мнению, это касается попыток принести в Россию современные западные ценности, которые зачастую несут в себе отказ от тра — диционных, вековых основ существования всего общества4.

Наиболее значимо эти изменения коснулись культурно- досуговой сферы. За последние годы досуговая культура россиян значительно трансформировалась. Появились новые, заимство — ванные виды досуга, видоизменились или были вытеснены неко — торые традиционные.

Современное телевидение в результате процессов глоба- лизации претерпело значительную трансформацию. Сегодня, со — гласно данным Института социологии РАН, самым распростра — ненным видом досуга в России является просмотр телепередач и слушание радио – обычно свое свободное время посвящают этому 76 % опрошенных95. Что же предлагают нашему внима — нию? Телевизионная продукция на наших экранах целиком ори — ентирована на западные образцы, стандарты и ценности. Герои и действующие лица телевизионных фильмов не имеют ничего общего с национальными традициями и культурной идентично — стью россиян. Кинопродукция, представленная на российском рынке, часто несет в себе проблемы конфликтогенности, деструк- тивные тенденции, различного рода угроз и рисков.

В настоящее время в российском кинематографе намети — лись серьезные проблемы, о которых на совещании по вопросам развития отечественной кинематографии 24 мая 2013 г. В. В. Пу — тин сказал: «Люди рассчитывают на адекватную отдачу: на то, что

у нас с каждым годом будет все больше лент, отвечающих и стра — тегическим задачам развития страны, и запросам общества, несу — щих серьезную, созидательную и образовательную силу, образо — вательный и созидательный заряд, продвигающих ценности зд о — рового образа жизни, патриотизма, духовности, милосердия и ответственности. Однако нужно признать, что мы пока все еще далеки от реализации всех этих целей. Зарубежные фильмы укрепляют свои позиции в нашем прокате, а доля зрительского интереса к российским лентам по кассовым сборам составляет сейчас всего 15,5 %»6.

На этом же совещании министр культуры РФ В. Медин — ский доложил, что министерство определило 12 приоритетных тем, по которым будет осуществляться поддержка отечественного кинематографа. Эти темы были определены на основе опросов общественного мнения. Среди тем, в частности, – 70-летие побе — ды в Великой Отечественной войне, борьба с наркоманией, герои труда, 100-летие Первой мировой войны.

Особое беспокойство вызывает детский телевизионный досуг. Наметился интенсивный процесс приобщения детей к эле — ментам западной культуры. Герои мультфильмов, кинофильмов, компьютерных игр не только заполняют досуговое пространство ребенка, но и отражаются в одежде, игрушках, предметах домаш — него обихода и даже еде. Всевозможные сухие завтраки, чипсы, шоколадные батончики и жвачки выпускаются с изображением персонажей из американских мультфильмов, несут в себе не толь — ко скрытую рекламу американских товаров, но и западных соци — альных ценностей, стиля жизни. Таким образом, формируется по — коление потребителей новых, заимствованных видов досуговой культуры, а посредством этого потенциальных сегментов рынка сбыта импортной продукции.

Современный детский брендинг формирует новый стиль жизни. Как отмечает Д. Л. Цыбаков, для современных «продвину — тых» поколений, воспитанных на Гарри Поттере и Интернете, ха — рактерно сочетание космополитизма и идеологической индиффе — рентности. Отсутствие осмысленных мировоззренческих ориен — тиров формирует потребность в обретении новых кумиров, образ — цов для подражания и типичных поведенческих моделей7. Как

следствие – незнание корней своей национальной культуры, утра — та морально-нравственной константы и чувства патриотизма.

Специалисты, разрабатывающие видеопродукцию, наце — ленную на детскую аудиторию, активно используют достижения поведенческой психологии. Мультфильм или телефильм полно — стью завладевают вниманием ребенка, и он с интересом досмат — ривает его до конца. Коммерческие СМИ значительно изменили характер игр детей. Активные игры отходят на второй план, и все, что нужно, чтобы заполнить свой досуг, – это просто сесть у мо — нитора и нажать кнопку. Такие игры не способствуют развитию творчества, критического мышления, умению находить нестан — дартные решения.

И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, С. А. Бут-рова приводят

следующие цифры: на просмотр телевизора у российских под- ростков уходит в среднем 2,4 ± 0,02 часа в день. На компьютер — ные игры в среднем тратится до 2,2 ± 0,02 ч. в день. Если учесть, что занятия в школе длятся 5–7 ч. в день, a выполнение домашних заданий, чтение книг, просмотр телевизионных программ и заня — тия на компьютере – это еще не менее 6 ч., то можно сделать вы — вод, что подростки в России ведут малоподвижный образ жизни. Среди детей в возрасте 12–17 лет избыточную массу тела имеют

11,6 % чел., из них ожирением страдают 2,3 %8. Таким образом,

формируется новое поколение физически нездоровых детей.

По мнению старшего научного сотрудника Института дет — ской эндокринологии, О. Васюковой, одна из причин детского ожирения – это появление высококалорийного и дешевого фаст — фуда9. А он, как известно, активно эксплуатирует образы героев детских мультфильмов на пакетах и упаковках. Поэтому понятно желание ребенка съесть вместо полноценного завтрака гамбургер или чипсы, на этикетках которых изображены его любимые Чело — век-паук или Спач-боб.

Ситуация приняла настолько серьезный характер, что од — ной из задач государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г. была поставлена задача профилактики детского ожирения. В ожидае — мых результатах планируется снизить заболеваемость среди детей

и подростков, связанных с питанием, до 10 %.

Подводя итог, следует сказать, что:

 в процессе глобализации, которая имеет отдельное направление – культурная глобализация, этническая идентичность России подвергается сильному влиянию западной культуры;

 приобщение к новым глобальным культурным ценно — стям сопровождается вытеснением или видоизменением традици — онных («американизация», «вестернизация», «культурный коло — ниализм» и т. д.);

 происходит трансформация культурного кода нации, социально значимых ценностей (видоизменение нравственных приоритетов, чувства патриотизма, социальной модели поведения, духовного и физического здоровья нации).

Материал взят из: Культура городского пространства: власть, бизнес и граж — данское общество в сохранении и приумножении культурных тра — диций России : материалы Всероссийской научно-практической конференции

(Visited 3 times, 1 visits today)