СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Главная » Культурология » СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Культурология Комментариев нет

Личностное развитие студента в вузе – это развитие не только интеллекта, но и готовности к автономности, самостоятель — ности, становление позитивного отношения к миру и принятию окружающих, формирование уверенности в себе, мотивации само — актуализации, самореализации и самосовершенствования. В тече — ние студенческой жизни человек накапливает в себе собственный, личностный «фонд культуры», который находит непосредственное выражение в культурных потребностях, в расширении их сферы, в формировании новых запросов, обогащающих личность.

Важной составляющей этого процесса является культурная среда. Именно культурное пространство города формирует лич-

ность, способствует духовно-нравственному освоению мира. Важ — нейшая составляющая этого процесса – социокультурная деятель-

ность самого человека. И это не механическая сумма различных желаний и культурных потребностей человека. Социально-культур — ную деятельность исследователи (М. А. Ариарский, Т. Г. Ки-

селева, Ю. Д. Красильников, В. В. Туев и др.) рассматривают как исторически обусловленный, педагогически направленный и со-

циально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей. Термин «культурно-досуговая деятель — ность» правомерно рассматривается авторами как обозначение

«досуговой» части общей «социально-досуговой деятельности». Когда человек стремится приобщиться к духовным ценностям

посредством социокультурной деятельности, процесс этот прида- ет человеческой жизни осознанный и творческий характер.

«Досуг – это время, – пишет М. А. Ариарский, – которое

каждый вправе использовать по своему выбору и усмотрению. Но вместе с тем это время, от характера заполнения которого непосредственно зависят и готовность человека к общественно- полезному труду, и его нравственный облик. Поэтому оно не мо — жет быть свободным ни от социального влияния, ни от моральной ответственности перед обществом»1. Общество нуждается в том,

чтобы каждый человек владел высокой, естественной культурой души. Душа человека – это его внутреннее духовное состояние, которое может чувствовать только тот, кто им обладает. Э. В. Иль — енков утверждал: «Нравственность нельзя “отделить от индивида” даже в абстракции. Ведь она и есть не что иное, как социальный аспект личности, индивидуальности, – живого реального индиви — да. Поэтому ее и нельзя передать другому человеку. Акт такой передачи убивает сам предмет передачи, превращает его в полную противоположность тому, что мечтали “передать”. Ибо нрав — ственность означает умение индивида самостоятельно осознавать социальный смысл своих поступков и решений и действовать в соответствии с последними»2. Действительно, человек несет от — ветственность за результаты саморазвития и самовоспитания, за свои собственные – развитые или загубленные – способности, за свои достоинства и пороки. Личность несет ответственность за духовно-нравственный застой.

Весьма показательны, на наш взгляд, ответы студентов второго курса Омского педагогического университета (ОмГПУ)

на вопросы анкеты «Я и мой город». Данное анкетирование про- водилось на протяжении нескольких лет среди студентов разных

факультетов ОмГПУ. На вопросы: «какие музеи города знаете» и «расскажите о тех, в которых бывали» 26,5 % опрошенной студен — ческой аудитории не смогли назвать ни одного музея в городе. При

этом 39,8 % в своей жизни ни в одном музее города не были вооб — ще; 25,3 % посетили один музей, 12 % – два, 8,4 % – три, 6 % были

в четырех музеях, только 1 % – в пяти. Зато на вопрос о том, поче — му музей называют хранилищем культуры, отвечали очень обстоя-

тельно, даже те, кто там не был. Что это? Обученность писать со — чинения, цинизм или духовный инфантилизм? Думаем, что именно так постепенно вызревает интеллектуальная и духовная дистрофия.

Цифры, которые вызывают серьезную тревогу, можно продолжить: 14,4 % студенческой аудитории к своим девятнадца — ти годам никогда не были ни в одном театре города, 26,5 % – по-

бывали в одном театре, 24 % – в двух, 16, 9 % – в трех, 3,6 % –

в четырех, и лишь 1,3 % хорошо знакомы с театральной жизнью

Омска. Поэтому закономерными были ответы про то, чем театр отличается от кино. Из ответов: «кино более приближено к реаль-

ности», «вообще-то у меня так мало времени, что в театр не хо-

жу», «в театре не был, сравнить не с чем»… Свидетельствует ли это в пользу духовно-нравственного здоровья личности? Скорее в пользу духовного инфантилизма. Слишком частыми стали явле — ния «эмоциональной и духовной спячки», утилитарного отноше — ния к культурным ценностям. Стали привычными поверхностные оценки и полное отсутствие потребности в контакте с культурной средой города.

В целом картина довольно печальная. Анализируя данные опроса студентов педуниверситета, следует отметить, что почти

две трети опрошенной студенческой аудитории живет в условиях дефицита культуры, ими не осознаваемого. Закономерен вопрос: чем же заполняется интеллектуальный и духовный вакуум?

Понимаем, что нельзя отождествлять духовность, нрав- ственное здоровье личности с посещением музеев, театров, вы — ставочных залов, концертов. Это лишь часть культуры досуга,

понимаемой нами как интегральное качество личности, отражаю- щее потребность и умение конструктивно использовать свое сво — бодное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовле-

творении и постоянном возвышении духовных потребностей по- средством репродуктивной и творческой деятельности по освое — нию культурного наследия человечества, созданию культурных

ценностей и развитию своих сущностных сил.

И все-таки, что наполняет нашу жизнь, когда мы слушаем музыку, всматриваемся в произведения живописи, смеемся, пла-

чем, сострадаем вместе с артистом на сцене? Мы проживаем определенные отношения, которые наполняют нашу душу. И лич — ность растет, когда обогащается отношениями. Она развивается,

когда осознает свои связи с разнообразными сферами окружаю- щего мира и себя как носителя этих осознаваемых, переживаемых и выявляемых в действиях связях. Вот почему при желании узнать

человека (что за личность?) мы приглядываемся к его отношениям (к природе, искусству, работе, самому себе, обществу…), квали- фицируя их как содержание личности.

Результаты проведенного опроса заставляют выделить проблемные аспекты, связанные с социокультурными параметра — ми студентов, а именно размытость ценностей, культурный ваку-

ум, высокий уровень отчуждения от культурной среды города. В связи с этим вопрос формирования культуры досуга студенчества в сегодняшних условиях требует, на наш взгляд, особого внимания.

А это требует новых идей, концепций, технологий. Воспитательное пространство вуза может стать условием формирования гумани- стических ценностных ориентаций молодежи, успешного развития созидательной активности студентов, активного стремления духов — но насыщать и интенсивно строить свой досуг.

Учитывая, что ценностные ориентации динамичны, можно предполагать, что изменения социально-экономической и духов-

ной обстановки в стране повлекут за собой и изменения в концеп-

ции жизни личности, смещение акцентов в ее ориентациях. Ведь

исходный пункт формирования культуры – и логически, и исто- рически – человек. «Исходным пунктом и конечной опорой явля — ется человек и его нравственное призвание. … Личность, непре — клонная в своем нравственном стремлении, почерпающая свою силу из веры в абсолютный идеал добра и неизменно сохраняю — щая эту веру при всех поворотах истории», – считал П. И. Новго- родцев3, и его мысли не потеряли своей актуальности и сегодня.

В контексте сегодняшнего быстро изменяющегося бытия, плюрализма мнений, относительности всех параметров и ценно-

стей единственной несомненной константой остается истинная человеческая природа в безграничной перспективе ее развития. Она может раскрываться новыми гранями, развиваться, выступать

в новых своих проявлениях, но она остается для человека исход — ной и актуальной точкой отсчета, пока существует он сам.

Работе над собой, над своей личностью не может быть

конца. По словам Э. Фромма, в жизни существует модус бытия и модус обладания4. Именно творческое восприятие развивает и меняет человека, делает его иным в человеческих взаимоотно — шениях, помогает найти путь к самому себе и овладеть культурой действия. Значительную роль в том, чтобы модус бытия преобла — дал над модусом обладания, играет «вхождение» личности в куль — турную среду города, умение сформировать собственное культур — ное пространство.

Материал взят из: Культура городского пространства: власть, бизнес и граж — данское общество в сохранении и приумножении культурных тра — диций России : материалы Всероссийской научно-практической конференции

(Visited 1 times, 1 visits today)