СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ДОСУГА В РАКУРСЕ НАУЧНО — ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

Главная » Культурология » СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ДОСУГА В РАКУРСЕ НАУЧНО — ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Культурология Комментариев нет

Известно, что города представляют собой основные соци- ально-демографические, экономические и культурные точки ро — ста, при этом конкуренция между городами нарастает. Важным инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность городов, становятся креативные индустрии, а также весьма тесно смыкаю — щиеся с ними досуговые, расширяющие спектр товаров и услуг, производимых в городе и способные транслировать оригиналь — ную локальную идентичность глобальному миру. Поэтому неуди — вительно, что, например, в Красноярске, в соответствии с утвер — жденными Правительством Красноярского края Постановлением

№ 24-П от 20 января 2009 г. «Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009–2020 гг.», при — оритетным направлением реализации культурной политики в крае являются креативные индустрии1. Благодаря этому, в крае стало возможным проведение прикладных научно-исследовательских проектов, связанных с проблематикой креативных индустрий. Данные проекты актуализируют возможности, которые стоят пе — ред сектором креативных индустрий, позволяют оценить долю креативных индустрий в экономике и социокультурной сфере го — рода. Такого рода оценка чрезвычайно важна для формирования взвешенной программы поддержки креативных индустрий как в части развития малых и средних творческих бизнесов, так и в час- ти создания специализированных бизнес-инкубаторов, формирова — ния системы льгот и преференций, проведения презентационных мероприятий и запуска туристических программ. Правомерно, что в качестве авторов и исполнителей проектов в Красноярском крае используется научный потенциал преподавателей Гуманитарного института Сибирского федерального университета.

В Омске реализация подобных масштабных исследований еще ждет своего часа. Процесс исследования креативных досуго-

вых индустрий все же начался. В мае 2013 г. состоялся первый

Всероссийский с международным участием научно-практический семинар «Развитие досуговых индустрий в Западно-Сибирском регионе». Его проведение было инициировано и организовано ка — федрой социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. До — стоевского. Учредителями семинара выступили также Сибирский филиал Российского института культурологии, Министерство культуры Омской области, Департамент культуры Администра — ции Омска. В работе семинара приняли участие преподаватели и руководители учреждений высшего и среднего профессиональ — ного образования, студенты, магистранты, аспиранты и соискате — ли, научные работники, специалисты органов управления и учре — ждений в сфере культуры, искусства, образования, слушатели Центра повышения квалификации работников культуры Омского областного колледжа культуры и искусства.

Тема семинара оказалась привлекательной не только для специалистов Западно-Сибирского региона; к заочному участию в семинаре присоединились ученые из европейской части России, коллеги из Германии, Португалии, Таджикистана. География участников впечатляет: Баден-Баден, Барнаул, Душанбе, Иркутск, Исилькуль, Казань, Кемерово, Лиссабон, Москва, Омск, Санкт- Петербург, Сургут, Томск, Тюмень, Чебоксары, Челябинск.

Цель проведения семинара – изучение опыта, выявление проблем и перспектив, систематизация теоретических знаний

и практического опыта по применению социально-культурных

технологий в индустрии досуга на территории Западно- Сибирского региона. Действительно, процессы индустриализации досуга в последние десятилетия XX – начале XXI вв. все более влияют на характер проведения свободного времени горожан, структуру и иерархию их духовных и материальных ценностей, на тенденции развития бизнеса и частного предпринимательства, на внешний вид городских улиц, освещаемых теперь не только уличными фонарями и окнами жилых домов, но все больше и больше рекламой вечерних и ночных развлечений. Тенденции, впервые отмеченные на Западе, стали распространяться и в Сиби — ри. Это показывают результаты исследований ученых, зафиксиро — ванные в опубликованных материалах семинара2. В них, в частно — сти, нашли отражение следующие аспекты:

– научно-теоретические и методологические основы раз — вития индустрии досуга и социально-культурной деятельности;

– ценностно-смысловые аспекты развития индустрии до-

суга;

– воспитательный, развивающий и социализирующий по-

тенциал досуга и социально-культурной деятельности;

– многообразие культурных практик в индустрии досуга. Значительное место в обсуждении на семинаре занимали

проблемы отражения массовой, народной и элитарной культур в динамике индустрии досуга, ее влияния на формирование куль-

туры личности и общества в целом. С одной стороны, традицион — но внимание было обращено на роль давно привычных социаль- но-культурных институтов и учреждений (музеев, театров, биб-

лиотек и др.); были рассмотрены музыкальный и хореографиче- ский аспекты индустрии досуга, а также кино-, фото-, видеотвор-

чество. С другой стороны, участники семинара смогли обозначить и проанализировать новые тенденции в развитии индустрии досу-

га в России. К ним, по нашему мнению, можно отнести создание

творческих и арт-кластеров, интернет-досуг, появление комедий — ных клубов и клубов игры в гольф, разработка и создание в го — родском пространстве специализированных досуговых площадок со сценическим оборудованием и др.

Безусловно, для ученых важно было исследовать различ- ные теоретико-методологические аспекты развития досуговых

индустрий в современном культурном пространстве, влияние

культурной политики на инфраструктуру индустрии досуга в ре- гионе. Так, В. В. Попов выступил с идеей осуществить кадастро — вый анализ пространства социально-культурной деятельности3. Е. В. Щетинина обозначила маркеры этнической идентичности и этнические стереотипы в индустрии досуга современной ма с — совой культуры России4. Технологизацию феномена юмора как ведущего компонента развития индустрии досуга обосновал С. Р. Демьяненко5. Функции корпоративного досуга в условиях перехода к креативно-информационному обществу описала М. Э. Вильчинская-Бутенко6. Противоречия, связанные с использо- ванием потенциала информационных технологий, проанализирова — ла А. А. Гришина7. В. Е. Новаторов, обобщив обширный теорети — ческий материал, выдвинул концепцию интегрированных марке-

тинговых коммуникаций в индустрии досуга8. Т. В. Катюхина об — ратила внимание на феномен молчания в антропологии индустрии досуга: «Разнообразие форм культуры досуга не дает человеку возможность остановок и осмысления происходящего, ибо созда — ется ситуация постоянной спешки и желание успеть быть при — частным ко всему, быть в центре событий, в центре внимания, быть на виду. Поэтому в современной культуре создается пара — доксальная ситуация: с одной стороны, это многообразие форм деятельности дает возможность человеку ощущать свободу выбо — ра, с другой стороны, это создает ситуацию бесконечного движе — ния в поисках и обретении себя и смысла своего существования. А для того, чтобы этот смысл все-таки был найден и обнаружен, здесь нам и важно понимание ценности феномена молчания в со — временной культуре досуга»9.

Рамки статьи не позволяют перечислить темы всех вы- ступлений и присланных материалов. Однако приведенные при-

меры в достаточной мере позволяют судить о многообразии науч-

ных подходов и исследовательских ракурсов. Участники признали работу семинара интересной, плодотворной и перспективной.

На заключительном заседании были подведены итоги работы се-

минара, уточнены предложения и рекомендации участников в ад- рес ученых, практиков, руководителей органов управления куль — турой и образованием, лидеров общественных организаций:

– изучение и творческое освоение традиционного отече- ственного и зарубежного опыта организации досуга в спектре до-

суговых индустрий;

– интеграция социально-культурных технологий в инду — стрию досуга;

– насыщение рекреационных программ ценностями и смыс-

лами культуры;

– развитие интеллектуальной и идейно-эмоциональной выразительности досуговых программ;

– включение индустрии досуга в поле нормативно — правового регулирования, государственной и региональной куль — турной политики;

– обеспечение предприятий индустрии досуга квалифици- рованными кадрами с высшим образованием по соответствующе-

му профилю подготовки;

– повышение качества услуг в индустрии досуга.

Таким образом, семинар позволил сформировать научное сообщество ученых и практиков; генерировать идеи, заложить основы для подготовки и написания современных учебных посо — бий по дисциплинам «Технологии социально-культурной дея — тельности в индустрии досуга», «Проектная деятельность в инду — стрии досуга», необходимых для повышения эффективности учебного процесса; укрепить взаимодействие кафедры, факульте — та и вуза с городской властью по вопросам бакалаврской подго — товки по новому (не имевшему ранее аналогов в специалитете) профилю подготовки «социально-культурные технологии в инду — стрии досуга», востребованному в учреждениях культуры и на предприятиях индустрии досуга в городе, регионе и России.

Материал взят из: Культура городского пространства: власть, бизнес и граж — данское общество в сохранении и приумножении культурных тра — диций России : материалы Всероссийской научно-практической конференции

(Visited 1 times, 1 visits today)