РОЛЬ «КУЛЬТУРНОЙ» СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТЮМЕНИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГОРОЖАН В СЕРЕДИНЕ 1950-х – СЕРЕДИНЕ 1960-х годов

Главная » Культурология » РОЛЬ «КУЛЬТУРНОЙ» СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТЮМЕНИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ГОРОЖАН В СЕРЕДИНЕ 1950-х – СЕРЕДИНЕ 1960-х годов
Культурология Комментариев нет

В городах, выступающих традиционными центрами обще — ственной и культурной жизни населения, происходит активное формирование так называемой «городской культуры». Сложность структуры, разнообразие форм, ориентация на создание искус — ственной среды обитания человека – вот основные черты, кото- рыми исследователи наделяют ее, в отличие от культуры сельско — го, традиционного типа1. Активное участие в процессе формиро — вания городской культуры принимает как сам человек – носитель и «транслятор» различных культурных ценностей, так и жизнен — ное пространство, которое его окружает. Заключая в себе ком — плекс материальных объектов, несущих разнообразные культур — ные смыслы, оно не только предоставляет человеку возможность постоянного обращения к ним, но и позволяет трансформировать их для «потребления» следующими поколениями горожан. Важ-

ную роль в распространении «урбанистических» культурных цен- ностей играет комплекс культурных учреждений и знаковых для жителей мест городского пространства.

Интересным представляется изучение культурных компо — нентов городского пространства Тюмени и их роли в повседнев — ной жизни горожан в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Они представляли собой своеобразную систему, которая не только включала в себя количественное и качественное разнообразие культурных объектов, но и обозначила различную степень их до- ступности для населения, формируя культурное пространство го — рода.

Данный процесс протекал в условиях быстрого развития областного центра. Территория города за счет включения в его

административные границы ряда пригородных деревень суще-

ственно расширилась. В Тюмени начинается активное жилищное строительство – современные кварталы многоэтажных домов, все

более удалявшиеся от центра, обеспечивали жильем новых горо-

жан. В период с 1956 до 1965 гг. количество городского населения увеличилось на 87 600 чел., или на 69,8 % от общего числа про — живавших в городе к началу исследуемого периода, и составило более 213 тыс. чел.2 Однако по количеству жителей Тюмень по- прежнему отставала от целого ряда крупных сибирских и ураль — ских городов. Так, в Свердловске к этому времени проживало около 919 тыс. чел., в Омске – 721 тыс., в Томске – 302 тыс., в Но — восибирске – 1 029 тыс., в Барнауле – 395 тыс. чел. Лишь в Кур — гане число жителей было несколько меньшим, чем в Тюмени, со- ставляя около 205 тыс. чел.3

Рост количественных показателей в развитии областного центра приводил к необходимости повышения и качественных характеристик городской среды. Одним из основных путей, кото — рые могли повлечь за собой такие изменения, стало «наполнение» городского пространства разнообразными культурными компо — нентами. К их числу, прежде всего, относились учреждения куль — туры, доступность которых для горожан в исследуемый период существенно повысилась.

В середине 1950-х гг. тюменцы имели возможность посе- тить драматический и кукольный театры, концертно-эстрадное

бюро (с 1958 г. – Областная филармония. – А. С.), картинную га-

лерею, четыре кинотеатра, городской цирк, краеведческий музей4. Кроме того, на территории города располагалось около 70 биб — лиотек, восемь из которых были доступны для всего населения, остальные размещались при промышленных предприятиях и учебных заведениях областного центра5. Все культурные учре — ждения пользовались большой популярностью среди горожан, однако особенно часто тюменцы посещали кинотеатры. В то же время удовлетворение духовных потребностей населения затруд — нялось тем, что здания, в которых размещались учреждения куль — туры, имели низкое техническое состояние. Многие из них были созданы еще в довоенные годы и к началу исследуемого периода уже нуждались в реконструкции и ремонте.

Увеличение протяженности городского пространства

в 1950–1960-е гг. создавало для населения дополнительные слож — ности с посещением учреждений культуры, которые были сосре — доточены в основном в историческом центре города. В то же вре — мя в более отдаленных районах Тюмени культурные учреждения зачастую отсутствовали. Повысить их доступность могло быстрое перемещение жителей в пределах города, которое определялось, прежде всего, качественной работой городского транспорта. Вме — сте с тем нерегулярное движение автобусов, сравнительно высо — кая стоимость услуг городских такси и малочисленность личного транспорта не способствовали решению данного вопроса.

По этой причине основными местами отдыха большей ча — сти жителей оставались заводские клубы, которые восполняли нехватку учреждений культуры на окраинах областного центра. Они представляли собой небольшие деревянные, реже – кирпич — ные строения, в которых для собиравшихся вечерами жителей де — монстрировались кинофильмы, организовывались кружки само- деятельности, устраивались танцы. Клубы при промышленных предприятиях Тюмени располагались практически в каждом го — родском районе. Они являлись своеобразными «очагами культу — ры», в которых горожане имели единственную возможность про — водить свободное время за пределами собственного жилища. Од- нако разнообразие и качество мероприятий, предлагавшихся населению клубами, не позволяет отнести эти объекты к учре — ждениям городской культуры.

Культурное пространство Тюмени в исследуемый период включало также комплекс городских садов и парков, которые яв — лялись наиболее часто посещавшимися местами отдыха горожан. Как отмечают исследователи, советский парк культуры и отдыха выступал в качестве места сосредоточия массовой культуры и идеологии, в пространстве которых выковывался советский че- ловек6. К середине 1950-х гг. на территории Тюмени располага — лось более десяти городских садов, концентрировавшихся также в основном в пределах городского центра. В них устраивались катания на аттракционах, спортивные игры, выступали коллекти — вы художественной самодеятельности, организовывались выстав — ки, демонстрировались кинофильмы и читались лекции. Харак — терной чертой практически каждого городского сада были танце — вальные площадки, на которых вечерами под аккомпанемент ду — хового оркестра устраивались танцы.

К середине 1960-х гг. в культурном пространстве Тюмени происходят определенные изменения. Во многом они были связа — ны с реализацией планов городских властей по созданию целого ряда новых учреждений культуры, волна строительства которых начинается со второй половины 1950-х гг. За исследуемый период в отдаленных от центра – восточной и южной частях Тюмени от- крылось два новых городских кинотеатра, была осуществлена ре — конструкция филармонии и драматического театра. Более чем в два раза, по отношению к началу исследуемого периода, вырос — ло число городских библиотек7. Для отдыха горожан стало до — ступно и несколько новых парковых зон8, однако их количество по-прежнему оставалось небольшим и не привело к существенно — му увеличению числа «досуговых площадок». Основная часть тюменцев по-прежнему вынуждена была пользоваться старыми, традиционными местами отдыха. Медленное расширение сети культурных объектов приводило к сохранению на территории об- ластного центра целого ряда сельских культурных черт.

Следует сказать, что, наряду с учреждениями культуры и местами отдыха, в процессе формирования городского культур- ного пространства Тюмени в анализируемый период принимали участие и другие элементы городской среды. Особое значение среди них имеют объекты, обладающие для горожан символиче-

скими смыслами, сквозь призму которых формируется восприятие городского пространства. К их числу, в частности, относятся про — изведения монументального искусства, несущие особую смысло — вую нагрузку. Они создают в пределах городского пространства так называемые «места памяти», которые формируют в сознании горожан особый историко-культурный смысл событий прошлого, наделяя им и различные объекты городской среды.

В середине 1950-х гг. территория Тюмени характеризова — лась преобладанием парковой скульптуры, произведения которой

были установлены в городском саду, на привокзальной площади

и в других местах отдыха населения. Вместе с тем в областном центре было лишь три монумента, увековечивавших исторические события. Два из них были посвящены гражданской и один – Ве — ликой Отечественной войне9. Кроме того, в двух садах централь — ной части города располагались скульптуры В. И. Ленина. Других произведений монументального искусства, отличающих Тюмень от остальных городов страны, в областном центре не было. «Ме — мориальная составляющая» культурного пространства города в исследуемый период находилась лишь в стадии формирования. В Тюмени отсутствовали масштабные скульптурные композиции, обладавшие для жителей большой значимостью.

В целом, следует отметить, что в середине 1950-х – сере- дине 1960-х гг. количество объектов, составлявших культурное

пространство города, несколько возросло. Повысилась и их роль в структуре городской среды и повседневной жизни горожан. Жи-

тели областного центра все чаще обращались к услугам культур — ных учреждений, что привело к некоторому расширению куль-

турного пространства Тюмени и вовлечению в него ряда новых городских районов. Вместе с тем расположение культурных объ — ектов в рамках городского пространства на протяжении исследу-

емого периода оставалось неравномерным. Новые кварталы жи- лой застройки длительное время оставались «пустыми», без

наполнения культурными объектами, предопределив частые пе- ремещения жителей в пределах городского пространства с целью удовлетворения духовных потребностей.

Материал взят из: Культура городского пространства: власть, бизнес и граж — данское общество в сохранении и приумножении культурных тра — диций России : материалы Всероссийской научно-практической конференции

(Visited 7 times, 1 visits today)