РЕАЛИЗАЦИЯ ЗВУЧАЩЕГО И НЕЗВУЧАЩЕГО ВРЕМЕНИ В СТИХОТВОРНОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, НЕМЕЦКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

Главная » Лингвистика » РЕАЛИЗАЦИЯ ЗВУЧАЩЕГО И НЕЗВУЧАЩЕГО ВРЕМЕНИ В СТИХОТВОРНОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, НЕМЕЦКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
Лингвистика Комментариев нет

Известно, что всякое проявление ритма, в том числе и речевого ритма, связано с временным процессом.

Исследователь речевого ритма М. Г. Мирианашвили замечает, что «любой речевой сегмент обладает универсальным свойством времени – протяжённостью или длитель — ностью. Речевой континуум реализуется в течение объективного (реального) времени. Распределение речевых отрезков во времени, которое происходит в соответствии с внут — ренними механизмами их воспроизведения и восприятия, создаёт специфический, харак — терный для конкретного языка колорит звучания. Изменение длительности звуковых сег — ментов происходит в однонаправленном течении времени» (Мирианашвили, 1991: 45).

Роль незвучащего времени (реальных пауз) в стихотворных текстах играет сущест — венную роль. При сокращении общей длительности пауз, усиливается ощущение убыст — рения темпа. Высокий процент общей длительности пауз указывает на восприятие темпа стиха как замедленного (Антипова, 1984: 76).

Исследователем ставится предположение о том, что, несмотря на разное время про — изнесения паузы должны помогать выравнивать время так, чтобы отрезки получались изохронными. Особенно ярко это проявляется в безрифменном стихе, где строки разно — велики и количество слогов в строках разное.

Цель данной статьи – установить распределение звучащего и незвучащего времени в стихотворных произведениях.

Для этого в рамках фонетического эксперимента был проведён инструментальный анализ. Материалом для исследования послужили как рифменные, так и безрифменные стихи русских, немецких и английских поэтов.

Задача экспериментатора состояла в определении соотношения звучащих (меж — паузальных) отрезков к друг другу, что могло позволить подтвердить предположение о значимости распределения звучащего и незвучащего времени в стихотворном произве — дении.

Для проведения инструментального анализа были приглашены дикторы (n = 12). В группу дикторов входили студенты, хорошо владеющие немецким и английским язы — ками, а также преподаватели. Они не знакомились с текстом стихотворения, что исклю — чало специально подготовленное чтение стихотворного произведения с соблюдением всех знаков препинания и всех средств, которыми пользуются профессиональные чтецы стихотворений. Данный подход к анализируемому материалу позволял исключить подго — товленное выразительное чтение стихотворения дикторами, что считалось необходимым для «чистоты эксперимента». Стихотворения были начитаны на магнитную ленту, с пос — ледующей обработкой записи на интонографе.

Обработав данные, полученные в ходе исследования были получены результаты, отражённые в таблицах № 1, 2, 3 (в качестве дикторов выступали в зависимости от языка разные исполнители).

Таблица № 1

Соотношение звучащих (межпаузальных) отрезков друг к другу в мсек

Язык

Русский

Названия стихотворений

«Мираж»

«Тайны»

Дикторы

1

Р.

2

К.

3

С.

4

Т.

1

Р.

2

К.

3

С.

4

Т.

Строки

I

1, 2

0, 8

1, 2

1, 2

1

1, 5

1

0, 9

II

1, 4

1, 4

1, 4

1, 25

0, 9

0, 8

0, 8

1, 1

III

0, 9

0, 7

1, 2

1, 1

1, 3

0, 9

1, 2

0, 8

IV

1, 7

1, 3

0, 8

0, 9

0, 8

0, 7

0, 7

0, 9

V

0, 6

1, 4

1, 1

1, 2

1, 3

1, 3

1, 6

1

VI

0, 9

0, 5

0, 6

0, 7

0, 9

0, 8

0, 7

1, 1

VII

0, 9

0, 9

0, 8

0, 9

0, 9

1

1

0, 9

Таблица № 2

Соотношение звучащих (межпаузальных) отрезков друг к другу в мсек

Язык

Немецкий

Названия стихотворений

«In dem Cafй»

«Nдhe des Geliebten»

Дикторы

1

К.

2

Маз.

3

Т.

4

М.

1

К.

2

Маз.

3

Т.

4

М.

Строки

I

0, 9

0, 7

0, 3

0, 7

2

2

2, 1

2

II

1

1, 4

1, 4

1

0, 4

0, 5

0, 5

0, 6

III

0, 5

0, 5

0, 5

0, 8

1, 9

2, 3

2, 8

2, 6

IV

1, 4

1, 6

1, 5

1, 2

0, 6

0, 5

0, 5

0, 5

V

1, 6

1, 4

1, 7

1, 3

1, 9

1, 9

1, 7

1, 9

VI

0, 7

0, 3

0, 5

0, 7

0, 5

0, 6

0, 5

0, 6

VII

0, 9

1. 6

0, 9

1

1, 8

1, 7

1, 9

1, 9

Таблицы № 1, 2, 3 показывают, что у дикторов под № 4 наблюдается изохронность отрезков засчёт незвучащего времени. В случае симметричности межпаузальных отрез — ков у слушателя возникает чувство гармоничности, и он позитивно оценивает чтение (ус — лышанное воспринимается как упорядоченный во времени текст, т. е. как стихотворный текст), а в том случае, когда отрезки неравномерные, возникает впечатление хаотичности и воспринимать такое чтение неприятно. Эту мысль подтверждают и данные смыслово — го анализа, также проведённого в рамках фонетического эксперимента.

Всё сказанное выше свидетельствует о том, что пауза (любого субстрата – звуча — щая, выраженная тоновым интервалом или изменением регистра голоса) является важ — ным элементом в архитектонике стихотворения. Её появление часто зависит, как отмечает профессор А. М. Антипова, от отношения говорящего к высказыванию (Антипова, 1984:

46), т. е. пауза может оказаться неконстантным элементом стихотворного произведения и может быть зависима от восприятия декламатором смыслового содержания текста. Не — последнюю роль играет также эмоциональное восприятие услышанного.

Материал взят из: Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». – № 4.– 2008

(Visited 3 times, 1 visits today)