Развитие демократического процесса

Главная » История » Развитие демократического процесса
История Комментариев нет

Дж. Муравчик считал, что развитие демократического процесса должно занимать

центральную позицию во внешней политике США в период, начавшийся после оконча — ния «холодной войны». Мотивы и цели данной стратегии им обозначены вполне опреде- ленно: «Продвигать демократию на международной арене стало наиболее важным делом внешней политики Соединенных Штатов. И не с позиции свершения добрых дел, а с по — зиции защиты национальных интересов»24.

С окончанием «холодной войны» внешнеполитическая мысль Соединенных Шта — тов предложила новые концепции общественного развития, отражающие американское восприятие мира с позиции единственной сверхдержавы. Курс администрации Дж. Буша — старшего был сформулирован в соответствии с предложениями научных «мозговых цен — тров», прежде всего, консервативной ориентации. Особым доверием у него пользовались разработки Фонда Наследие, в частности рекомендации, содержавшиеся в его итоговом документе «Мандат на лидерство-III: политические стратегии на 90-е годы»25. Основные положения данного документа, наряду с предшествовавшими ему разработками второй половины 1980-х гг., позволяют говорить о том, что теория «распространения демокра — тии» к этому времени стала стратегической линией во внешней политике США.

В начале 1990-х гг. С. Хантингтон, говоривший, что «демократия, рожденная в лоне западной цивилизации, постепенно распространяется по всему миру, демонстрируя пре — восходство и универсальность западной системы»26, сам же модернизировал эту теорию применительно к изменившейся международной обстановке. Он выдвинул новую пара — дигму мировой политики и роли в ней США: «С окончанием «холодной войны» централь — ной осью становится взаимодействие западной и незападных цивилизаций. Столкновение цивилизаций – вот что будет определять в перспективе мировую политику. В современном мире… перед Западом стоит сложная и трудная задача – отстоять свои позиции и ценности и сохранить достойное место в плюралистическом мире»27. Исходя из этой цели, как ука — зывал С. Хантингтон, Запад избрал поддержку демократических режимов28.

С. Хантингтон полагал, что в международной повестке дня межцивилизационные проблемы постепенно выходят на первое место. В соответствии с концепцией С. Хантинг-

тона, границы между цивилизациями почти полностью соответствуют пределу, до кото- рого идут страны в защите прав человека: Запад и Япония весьма оберегают права чело-

века; Латинская Америка, часть Африки, Россия, Индия защищают лишь некоторые из

этих прав; Китай, многие азиатские страны и большинство мусульманских обществ в меньшей мере оберегают права человека29.

Разработка стратегии «распространения демократии» в годы после окончания

«холодной войны», кроме всего прочего, имела цель укрепления позиций США в собст — венно западном мире. В период «холодной войны» Соединенные Штаты были главной силой Запада в борьбе с коммунистической идеологией. С прекращением идеологическо — го противостояния систем роль США в западном мире стала снижаться. Однако внешне — политические стереотипы США не изменились, американское видение мира по — прежнему предполагало необходимость объединения Запада вокруг Америки.

Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона показывала, что цен — тральной осью геополитики в будущем станет конфликт между Западом и другими циви-

лизациями30. Политолог обосновывает необходимость сплочения западного мира вокруг

наиболее могущественного государства – США – на основе консолидирующей идеи за- щиты западных ценностей демократии, путѐм их повсеместного распространения, вместо

исторически исчерпавшей себя доктрины сдерживания советской угрозы.

Одной из концепций, выводящих стратегию «распространения демократии» во главу угла американской внешней политики, являлась доктрина «согласованной безопас — ности», представляющая позиции либеральной школы внешнеполитической мысли США. Она поддерживала основные положения неокантианской школы «демократического ми — ра», главными представителями которой являлись М. Дойл, Д. Лэйк, Б. Рассет, К. Лэн.

Согласно их основному постулату, «демократы не воюют друг с другом»31. По этой логике именно демократизация мирового сообщества, а не поддержание геополитиче — ского равновесия является основной гарантией обеспечения международной безопасно — сти. Главное же заключается в том, что данные концептуальные установки отвечают, прежде всего, жизненным интересам США. Действительно, задача демократизации ми — рового сообщества укрепляет положение Соединенных Штатов как лидера в междуна — родной политике. США обосновывают необходимость руководства миром тем, что их страна живѐт по законам, в наибольшей степени соответствующим универсальным цен — ностям свободы и демократии.

После окончания «холодной войны» США оказались в бесспорном военно — стратегическом и идеологическом преимуществе в качестве главного двигателя западной демократии. В новых условиях перед США стояла задача, с точки зрения американской внешнеполитической элиты, «сохранить активную роль в качестве единственной гло — бальной державы»32.

В изменившихся геополитических условиях администрация Дж. Буша-старшего выдвинула доктрину «нового мирового порядка», которая определила концептуальное содержание стратегии «распространения демократии» на новом этапе развития. «Док — трина Буша» предполагала расширение глобального сообщества демократических стран, где главенствующую роль будут играть Соединенные Штаты.

При этом США, традиционно учитывающие как свою, так и противостоящую им силу в международных делах, в 90-е годы XX века уже могли «распространять демокра — тию» по собственному усмотрению. Учѐт мнения мирового сообщества становился не обязательным.

Одной из основ выдвинутой Дж. Бушем-старшим доктрины «нового мирового по — рядка» и, соответственно, стратегии «распространения демократии» была концепция

«ограниченных целей». Еѐ выдвинул известный конгрессмен-демократ Л. Эспин, кото-

рый, будучи с 1985 г. главой комитета по вооруженным силам палаты представителей, министром обороны США в 1992-1993 гг., организовал в начале 1990 г. соответствующий

«мозговой трест». В его составе были военно-политические эксперты Р. Делеон, Л. Смит и В. Гидри33.

Несмотря на то, что Л. Эспин представлял демократическую партию, по внешне — политическим вопросам он, в сущности, стоял на позициях умеренного консерватизма. Л. Эспин и представляемый им «мозговой трест» уделяли повышенное внимание идео — логическому аспекту внешней политики, делая упор на так называемые «демократиче- ские ценности», интерес к внутреннему устройству государств, определяющему их пове — дение на международной арене34.

Указанные концепции служили администрации Дж. Буша-старшего идеологическим оформлением для провозглашения активного использования вооруженного вмешательства

не только в межгосударственные, но и во внутригосударственные конфликты. Основанием

для этого должно было быть соответствие акций тех или иных государств или группировок

«демократическим стандартам»35, которые определяли Соединенные Штаты.

Данное развитие консервативной политико-академической элитой стратегии

«распространения демократии» в период президентства Дж. Буша-старшего позволило американскому руководству активно пропагандировать использование тактики нанесе-

ния ограниченных военных ударов для достижения политических целей36 – установления однополярного мира во главе с единственной сверхдержавой Соединенными Штатами

Америки. Наиболее показательным был факт применения этой тактики в кризисе на тер- ритории бывшей Югославии.

Приход в Белый дом Б. Клинтона подтвердил приверженность традициям во

внешней политике США. Президент-демократ не отказался от наследия консерватизма, а воспринял его основные идеологические постулаты, и в преломлении к конкретной

внешнеполитической ситуации активно их использовал и развивал, опираясь на разра — ботки «мозговых трестов».

Новая доктрина Соединенных Штатов, объявленная в сентябре 1993 г., от «сдер — живания» к «расширению» определяла концепцию, сущность и цели стратегии «распро-

странения демократии». Она предполагала переход от сдерживания коммунизма путем противопоставления ему демократии к вытеснению коммунистической идеологии и рас-

ширению сфер влияния американских ценностей демократии.

Материал взят из: Научные ведомости Белгородского государственного университета (История Политология Экономика Информатика) — № 13 (132) 2012

(Visited 3 times, 1 visits today)