ПРОЦЕСС ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА*

Главная » Педагогика » ПРОЦЕСС ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА*
Педагогика Комментариев нет

“Интеграция – это результат процесса объединения, то есть состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого” [1, 238] Концепция модернизации российского образования ставит задачи «…по подготовке современного спе — циалиста с учетом современных реалий и в плане активного внедрения передовых педаго — гических, социально ориентированных, профессионально востребованных методик при по — вышении конкурентно способности современного специалиста с широким использованием в процессе обучения медиа технологий» [4, 21].

Интеграция – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения. Современные системы курсов, ориентированные на подготовку специа — листов, владеющих актуальной информацией об инновационных профессиональных подхо-

* © Галкина М. В.

дах к образованию, четко формулируют за — дачи интеграции образовательных структур:

1. создание и совершенствование ин — тегрированных курсов, объединяющих ряд предметов;

2. взаимопроникновение разнокачест — венных систем;

3. решение конкретных и перспектив — ных задач интегрированного курса.

Профессиональные компетенции совре — менного специалиста, прежде всего, ориен — тированы не на владение комплектом оп — ределенных знаний, умений, навыков, а на формирование способностей определения узловых точек связи различных курсов сис — темы и успешного интегрирования в рамках цикла предметов, основываясь прежде всего на перспективу дальнейшей деятельности специалистов, предусматривающей работу в условиях отсутствия опыта решения кон — кретных задач при обладании способностя — ми к выработке инновационных подходов к профессиональной деятельности.

Требования к современному специалисту, прежде всего, формируются путем оценки профессионально-личностных и объектив — но-вариативных способностей. Наиболее высоко оценивается не эрудиция или по — зиционный профессионализм, а умения нестандартного, инновационного порядка, коммуникативность в сочетании с резуль — тативностью образовательного процесса. рамки образовательных стандартов предус — матривают наличие определенного комп- лекта знаний, предполагаемо необходимых в реализации профессиональной деятельнос — ти, что приводит к деинтеграции курсов по: степени значимости, количеству часов, отве — денных на изучение, степени привлекатель — ности с учетом специализации и др. различ — ные уровни интеграции курсов в структуре художественно-эстетического образования предлагают гибкую социально-профессио- нальную систему направленности пассио — нарной деятельности специалиста. Наличие в структуре художественно-эстетического образования курсов, ориентированных на развитие различных уровней формирования

гармоничной личности зачастую приводит к нравственно-эстетическому перекосу в про — фессиональной компетенции специалиста.

«Предпочтение к практическим видам де — ятельности способно сгруппировать умения специалиста в комплексе умений выполне — ния без возможности к передаче и развитию навыков коммуникации, таким образом за- тормозив развитие на сугубо исполнитель- ском уровне, и наоборот, чистая теория без возможности формирования практических навыков приводит к отсутствию профиль — ной ориентации образовательного процес — са» [5, 186]. Интеграция в системе предметов художественно-эстетического цикла рас — сматривается как спирально-вертикальная система формирования профессиональных компетенций, базирующаяся на расширении единого образовательного пространства, усовершенствовании образовательных стан- дартов с учетом современной концепции об — разования и более глубоком внедрении ин — новационных образовательных систем.

Ориентированная интеграция в структу — ре не только курса, но и всего цикла в целом характеризуется необходимостью предпро — фильной ориентации и профильного обуче- ния специалиста. «Практико-деятельностная основа образовательного процесса формиру — ет структурно-организационную модель, в которой программно-методические условия развития системы невозможны без актив — ного разноуровневого» [3, 34], вариативно — го соединения элементов образовательного процесса в единый конгломерат, профессио — нально ориентирующий специалиста на вы — бор оптимальных форм деятельности в ин — тегративном пространстве. «Непрерывная система интеграции предметов художествен — но-эстетического цикла реализуется не толь — ко путем взаимопроникновения предметов, но и разнообразием механизмов интеграции, подходов в решении образовательных задач, ориентированием на исследовательскую под — готовку специалиста» [6, 20]. Вертикально — спиральная интеграция позволяет осущест — влять многоуровневое функционирование образовательного процесса и совмещение

различных систем образования в единой концепции сочетания профессиональных компетенций и инвариантной составляющей системы профессионального образования.

уровневость системы интеграции напря — мую зависит от степени готовности всей системы образования к выполнению сов — ременной концепции образования. Специ — алист, работающий в условиях постоянной ротации элементов структуры образова — тельного процесса, с одной стороны, вынуж — денно приобретает навыки рекомбинирова — ния структуры образовательных систем, но рассматривая несоответствие, в частности, федеральных, региональных и социальных компонентов образовательных стандартов, ориентация интегрирования на современ — ные профессиональные компетенции специ — алиста устраняет противоречия в сущности образовательного процесса в зависимости от системы организационно-педагогических ус-

ловий развития инновационных процессов в предметах художественно-эстетического цикла.

Материал взят из: Вестник МГОУ «Педагогика». – №1 — 2011

(Visited 1 times, 1 visits today)