ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА ОМСКОГО ИСТОРИКО — КРАЕВЕДЧЕСТКОГО МУЗЕЯ

Главная » Культурология » ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА ОМСКОГО ИСТОРИКО — КРАЕВЕДЧЕСТКОГО МУЗЕЯ
Культурология Комментариев нет

Современное общество – это информационное общество с большим, постоянно меняющимся потоком информации. Для того чтобы соответствовать этому обществу, быть деятельными и активными, сегодняшним школьникам необходимы умения и спо — собности, позволяющие легко и быстро воспринимать и анализи- ровать информацию, находить решения в различных ситуациях.

Интеллектуальная игра способствует формированию этих качеств, а также способствует формированию умения нестандартно мыс — лить, быстро и кратко излагать свои мысли.

Миллионы людей проходили в игре школу жизни, позна-

вали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра – прекрасное средство развития. Она не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.

«Большой энциклопедический словарь» определяет игру как «…вид непродуктивной деятельности, мотив которой заклю — чается не в ее результатах, а в самом процессе». Отмечается, что

«в истории человеческого общества игра переплетается с магией, культовым поведением и пр. Имеет важное значение в воспита-

нии, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям…»¹.

Углубляя понятие игры, культурологический словарь со- общает, что «…игра присутствует во всех сферах материальной

культуры», а также «…позволяет возвыситься человеку над при-

родой и создать мир культуры»².

Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее

название «интеллектуальных игр». Они дают возможность рас-

крыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

Причем в отличие от предметных олимпиад, научных конферен-

ций, разнообразных факультативов эти игры позволяют превра — тить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в интел — лектуальные игры с интересом играют не только младшие школь — ники, но и подростки, старшеклассники, студенты.

Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым³.

Детский музейный центр (ДМЦ) Омского государственно — го историко-краеведческого (ОГИК) музея не стоит в стороне от

современных веяний и тенденций и уже несколько лет проводит различные краеведческие интеллектуальные игры для ребят от 12

до 20 лет. Это такие игры, как областная детская интеллектуаль — ная игра «Знатоки краеведения», областная детская интеллекту- альная игра «Всезнайки».

В 2009 г. на сайте музея был запущен новый проект – об — ластная молодежная виртуальная интеллектуальная игра «Люби и знай свой край». В век высоких компьютерных технологий спо — соб виртуального участия в каких-либо мероприятиях, не только развлекательных, но и интеллектуальных, является очень попу — лярным. Наша задача – приобщить школьников к культуре, исто — рии, а это возможно, если идти в ногу со временем. Тогда крае — ведческие викторины перестанут казаться подросткам чем-то скучным. Но нужно помнить, что в то же время ничто не заменит похода по залам музея, возможности погрузиться в прошлое на — яву, познавательного рассказа экскурсовода, что было предусмот — рено при проведении виртуальной игры, ведь некоторые задания связаны с музейной экспозицией.

Цель игры – развитие познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного края, распространение и популяри-

зация краеведческих знаний; приобщение учащихся к музейной культуре, формирование уважительного отношения к музейному

предмету, как к источнику исторических знаний, развитие творче — ского потенциала подростков.

В отличие от областной детской интеллектуальной игры

«Знатоки краеведения», где принимают командное участие уче- ники 7–9-х классов, первая виртуальная игра давала возможность показать свои способности в области краеведения каждому уче — нику. Для участия в игре нужно было прислать заявку и заполнить анкету участника. В первой игре приняли участие 10 чел. Игра проходила и проходит в два этапа: отборочный и основной, на каждом из них вниманию участников были представлены не — сколько блоков заданий, на вопросы которых необходимо было ответить и отправить их по электронной почте. При этом у игро — ков была возможность вооружиться специальной литературой, а также лишний раз посетить музей, чтобы убедиться в правиль — ности ответа. Такая подготовка, как показывает практика, приво — дит к высоким результатам.

Вторая виртуальная игра проходила в 2010 г. Она уже

имела определенную тему – «Омск в годы Великой Отечествен-

ной войны» и была приурочена к 65-летию со Дня победы в Вели — кой Отечественной войне. К участию приглашались только уче — ники 6–9-х классов. Для участия необходимо было заполнить ан — кету и прислать ее на электронную почту Детского музейного центра. Затем можно было приступать к вопросам отборочного этапа, которые состояли из трех блоков. Первый блок был посвя — щен памятным местам Омска, связанным с Великой Отечествен — ной войной; второй – представлял описания знаменитых людей, омичей, каждый из которых внес свой вклад в победу над фаши — стами; третий – «назови экспонат»: ребятам необходимо было к фотографиям предметов военного времени, представленных на экспозиции в ОГИК музее, сделать подписи. Посетив музей, ребя — та с легкостью смогли назвать каждый из них.

В основном этапе нужно было ответить на вопросы кросс — ворда и теста и вновь отправить свои ответы на электронную почту ДМЦ. Кроссворд состояли из вопросов о личности Д. М. Карбыше — ва, а тест – «Омск в годы Великой Отечественной войны» охваты — вал самые широкий круг вопросов, от первой стрелковой дивизии, отправленной на фронт, до улиц Омска, которые были названы в память об омичах – участниках Великой Отечественной войны.

В 2011 г. сотрудники ДМЦ продолжили работу с ребятами в виртуальной форме, прошла третья игра. На этот раз она была приурочена к 125-летию со дня рождения выдающегося сибирско — го краеведа А. Ф. Палашенкова. Игра претерпела некоторые изме — нения. Во-первых, она стала командной – для участия в игре необходимо было подать заявку с данными пятью участников. Во — вторых, к игре приглашались не только школы. В игре участвова — ли команды учащихся 10–11-х классов школ, гимназий, лицеев и учреждений дополнительного образования, студенты 1–2-х кур — сов среднеспециальных и высших учебных заведений.

Игра состояла, как и раньше из двух этапов – отборочного и основного. Отборочный назывался «Визитная карточка Омского государственного историко-краеведческого музея», основной этап –

«А. Ф. Палашенков – археолог, музеолог, краевед». Участники

команд приготовили электронные презентации о Палашенкове, которые необходимо было отправить на электронную почту ДМЦ.

В 2012 г. была проведена IV виртуальная игра «Люби и знай свой край». Правила игры остались без изменений. Отбо — рочный этап «Из истории нашего края» предполагал выполнение заданий «Архитектура и градостроительство», «Топонимика на карте Омска», «Узнай экспонат» и хронологическую игру. Ос — новной этап «Занимательная география Омской области» вклю — чал задания по теме «Из истории географических открытий», викторину «Верю – не верю» и др. Команды, занявшие призовые места, были награждены призами. Все руководители и участники остальных команд получили сертификаты об участии в вирту — альной игре. В текущем году сотрудниками ДМЦ проведена уже V виртуальная игра.

Таким образом, проведение виртуальной игры «Люби и знай свой край» стало доброй традицией, которая способствует тому, что учащимся прививается познавательный интерес к исто — рии и культуре родного края.

Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но

суть их одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое, требуются особые качества ума, такие как наблюда — тельность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – все, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные спо — собности человека4.

Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат лю — бить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинитель — ству, развивают фантазию. А это в жизни очень пригодится! Ведь не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он – находчивее, сообразительнее.

Материал взят из: Культура городского пространства: власть, бизнес и граж — данское общество в сохранении и приумножении культурных тра — диций России : материалы Всероссийской научно-практической конференции

(Visited 8 times, 1 visits today)