ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА КАК ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Главная » Культурология » ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА КАК ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Культурология Комментариев нет

Анализируя состояние театральной деятельности в России и региона, мы должны четко представлять себе, что за вид искус — ства театр и в какой социокультурной и экономической ситуации ему приходится существовать. Театр, как искусство синтетиче — ское, объединяющее средства воздействия на человека литерату — ры, пластики, живописи, музыки и т. д., является одним из самых эффективных средств формирования личности. Театральные по — становки обретают свое подлинное бытие лишь в качестве спек — таклей, показанных перед зрительской аудиторией и существуют только «здесь и сейчас». Именно многократное воспроизведение творческого акта перед конкретными и всегда различными ауди-

ториями, в процессе которого устанавливаются каждый раз осо- бые – прямые и обратные – связи между сценой и зрительским залом, обусловливают неповторимость, уникальность театрально — го спектакля и обеспечивают театру особое место среди других видов искусства.

Все эти особенности имеют как свои сильные, так и менее защищенные стороны. Театр – искусство синтетическое, значит включающее в себя многие виды искусства. И у всего этого есть свои создатели, авторы, а значит, за редким исключением в виде классики, это все авторские гонорары и разрешение на использо — вание и далее.

Следующая особенность – это неискоренимая «элитар — ность» аудитории. Для многих людей сегодня, особенно молодых,

посещение театра не является нормой, здесь нельзя поставить знак равенства, например, с походом в кино или на концерт. Я не

приравниваю эти события по направленности, силе воздействия и прочему, но ведь и пропастью эти акты творчества не разделе-

ны. Это вопрос воспитания общества, на мой взгляд, здесь есть

над чем поработать с точки зрения как маркетинга, так педагогики и культурологии. Процент людей, посещающих театр, пусть даже иногда не так высок.

Активность зрителя выражается в выборе театра, в отно — шении к спектаклям и частоте посещения. По итогам опроса зри-

теля прослеживается тенденция, в соответствии с которой чем старше респондент, тем больше вероятность того, что он окажется

регулярным посетителем театра. Самые активные зрители (посе- тившие театр месяц или три месяца назад) – зрители в возрасте от

35 до 44 лет (28 %) и пенсионеры. Основная доля зрителей, посе — тивших театр впервые, приходится на молодежь (16–24 года). Для тех, кто посетил свой первый спектакль в старшем возрасте, мо-

тивацией скорей всего стали друзья и личные пристрастия. Сте — пень посещаемости представлений, относящихся к высокому ис-

кусству, почти одинакова во всех развитых странах. Постоянные посетители составляют всего лишь малую часть общего населе — ния, что подтверждается данными, собранными Советом Европы1.

Сегодня театр существует в условиях рыночной экономи — ки, а инструменты управления используются зачастую «дорыноч-

ные» или основанные на них. Говоря о коммерческом успехе те-

атра как явления, имеется в виду самоокупаемость производства и получение прибыли путем предоставления услуги, но позитив — ных примеров этому не так много. Здесь уверенно можно сказать лишь о антрепризных проектах или, например, всем известных Бродвейских театральных постановках.

Принцип работы и устройства схож: отсутствие постоян — ной труппы и штата и приглашение на контрактной основе необ — ходимых профессионалов для осуществления конкретных проек — тов. Проект работает – показывается зрителю до тех пор, пока на него есть спрос, а затем закрывается и начинается новый. В ос — новном же, особенно в России, все театры являются «репертуар — ными». Такой театр играет постоянный репертуар из некоторого количества спектаклей, сменяющих друг друга. Параллельно идет работа по созданию новых спектаклей, есть постоянная труппа, режиссер и штат сотрудников получающих заработную плату. То есть две модели просто зеркальны друг другу.

Реализация маркетинговой программы театра должна осуществляться наряду с основной (сформулированной в Уставе

театра) и предпринимательской деятельностью. Результаты ана- лиза динамики структуры общих доходов театров, включая дохо-

ды от спонсоров, за период 1999–2002 гг. показывают, что, не — смотря на постоянное увеличение суммарных доходов театров, их структура остается практически без изменений. Так, порядка 60–

65 % доходов составляют поступления от учредителей, на долю доходов от основных видов деятельности приходится 30–34 %,

а суммарные доходы от предпринимательской деятельности и от спонсоров стабильно не превышают 5–6 %. Для активизации

предпринимательской деятельности очень важны действия руко- водства по разъяснению персоналу выгод, которые предпринима — тельская деятельность может принести всему коллективу.

Сейчас большинство деятелей театра согласны с тем, что механизмы современного рынка в театре нужно внедрять и ис-

пользовать. Вот несколько успешных примеров. В Москве, рядом с театром К. А. Райкина «Сатирикон», в новом комплексе «Райкин Плаза», появилась Театральная школа Константина Райкина –

частный вуз, где с этой осени начнут учиться актеры, а позже подтянутся художники по свету, звукорежиссеры и менеджеры. В бизнес-центре – театральная школа2. Или, например, Государ-

ственный Театр Наций под руководством Евгения Миронова – уникальное образование в системе российской театральной куль- туры. Характер его деятельности столь широк и многолик, что не имеет аналогов в практике современного отечественного теат — ра. Созданный в 1987 г. как Театр Дружбы Народов, он с 1991 г. носит современное название – Государственный Театр Наций. Те — атр разрабатывает и реализует проекты различных театральных программ, организует и проводит международные и российские фестивали, представляет лучшие отечественные и зарубежные спектакли всех жанров и театральных направлений, продюсирует собственные постановки и делает все, чтобы стать центром, где воспитывается новое поколение театра3.

Функционирование театра как социокультурного инсти — тута в современной России имеет свои особенности. Произведе-

ния культуры становятся товаром, используется гибкая система

цен на билеты, театр получил право решать вопросы репертуар- ной и эксплуатационной политики, организации режима работы. Творческие коллективы приобрели гораздо больше прав и в обла — сти финансовой деятельности, ценообразования, распоряжения своими доходами, формирования профессионального состава ра — ботников, оплаты и стимулирования их труда, развития творче- ско-производственной и социальной сферы. Театры получили возможность привлекать внебюджетные источники финансирова — ния. Появились новые муниципальные и частные театры, антре — призы, что свидетельствует о децентрализации и демократизации театрального дела. Но в то же время театр столкнулся с рядом се- рьезных проблем:

– изначальная убыточность деятельности учреждений ис- кусства при отсутствии достаточного финансирования может привести к закрытию многих театров;

– постоянное изменение правового поля, отсутствие зако — на о театре ставят это учреждение культуры в условия неопреде-

ленности и нестабильности;

– не существует четко проработанной системы найма ак — теров на контрактной основе; при очень низкой заработной плате

работники театра лишены элементарных социальных гарантий;

– театры имеют слабую материально-техническую базу, здания многих театров нуждаются в капитальном ремонте;

– уменьшается общее количество спектаклей, уменьшают — ся границы деятельности театров, значительно суживается гео — графия их гастролей;

– отсутствует четко выработанная государственная поли — тика в отношении театра4.

В деятельности театров сегодня имеется еще немало во-

просов, которые требуют своего разрешения, но тот факт, что эти проблемы осознаются как государством, так и самими театрами, что в эту сторону делаются уже даже не робкие шаги, а принима — ются конкретные решения и осуществляются смелые эксперимен — ты, не может не радовать. Под влиянием противоречивого време — ни деятельность театров как учреждений культуры претерпевает логичные изменения, оптимизируется и совершенствуется в вы- полнении возложенной на него функции.

Материал взят из: Культура городского пространства: власть, бизнес и граж — данское общество в сохранении и приумножении культурных тра — диций России : материалы Всероссийской научно-практической конференции

(Visited 16 times, 1 visits today)